Здравствуйте, Неизвестный пользователь
No DB connection
 
Пообщаться
Шутки
Ссылки
Книги
Статьи
Новости
Версии
 
Логин

Пароль

Регистрация

Версии

19.04.2010/158

Почему упал самолет Качиньского?

Моя версия произошедшего под Смоленском 10 апреля

1) Аэродром

Аэродром имеет необходимые радиомаяки, освещение и связь

Аэродром не имеет оборудования, способного в автоматическом или автоматизированном режиме посадить самолет.

Рельеф вокруг аэродрома пересеченный, аэродром находится на возвышенности (255 метров над уровнем моря), а на подходе с восточной стороны яма (200 метров над уровнем моря). О пересеченности рельефа экипажу говорит только бумажная карта.

2) Самолет

Технически исправный

На борту из оборудования:

- барометрический высотомер, способный показывать более-менее реальную высоту (от уровня моря во время полета или от полосы аэродрома при посадке) от 100 метров и выше, если только начальная точка у него установлена правильно. Чтобы высотомер начал показывать высоту от полосы аэродрома, диспетчер сообщает экипажу перед снижением начальную точку.

- радиовысотомер работает ниже 100 метров и показывает относительную высоту самолета от поверхности земли, врет на пересеченной местности и над деревьями, на нем есть сирена "близость земли"

- GPS, который способен показать точное положение самолета на карте, и, в силу принципа работы, менее точную высоту над уровнем моря, но с задержкой и не во всех условиях, и не показывает относительную высоту над землей, поскольку у него нет сведений о рельефе этой местности.

- систему посадки, способную помочь пилоту посадить самолет в сложных метеоусловиях, но при условии, что она поддерживается оборудованием аэродрома (см. п.1)

3) Метеоусловия

На момент вылета было известно, что погода на аэродроме допускает посадку.

На момент входа в зону диспетчеров Северного и при подлете погода ухудшалась - густой туман, о чем диспетчер неоднократно уведомлял пилота и предлагал ему уйти на другие аэродромы.

4) Действия экипажа

Экипаж знал о важности полета. Цвет нации и событие.

На подлете, совершив облет и оценив обстановку командир решил пройти хотя бы один раз на посадку, а если не получится, то уходить на запасной. Условия сложные, визуально полосу не видно, автоматика посадки не работает. Сирена высотомера молчит, барометрический показывает 400 метров, т.е. высота позволяет слегка "нырнуть". Командир готовит самолет к посадке - шасси, закрылки, горизонтальная скорость - и пытается опуститься ниже положенной глиссады, и где-то к точке 54°49'33.43" с.ш., 32°04'19.06" в.д., это около 2 км до полосы, самолет опустился до высоты порядка 80 метров от земли (~290м абсолютной высоты от уровня моря) и продолжал спускаться, не полностью погасив скорость спуска. Срабатывает сирена высотомера, но командир еще не видит земли. Командир ищет огни полосы и тоже не находит, даже в виде засветки в тумане, а огней не видит он потому, что самолет находится практически на одной высоте с полосой и днем он видит одно "молоко", подсвеченное солнцем. Поэтому командир решает прекратить посадку и подниматься. Но радиовысотомер упорно показывает, что высота уменьшается - это поднимается рельеф. 50 метров... 40.. 30... Командир тянет самолет вверх, но инерция тяжелого самолета (80 тонн) не дает ему это сделать. Курс уже ушел в сторону, но за курсом не следят, к тому прямо по курсу посадки напротив полосы стоит здание радара - как бы не врезаться...

В здание радара самолет не попал, он прошел левее - к точке 54°49'30.74"с.ш., 32°03'39.87"в.д. Проскочи самолет удачно над зданием, его шансы на выживание были бы куда выше, поскольку за зданием вплоть до полосы свободное пространство, ни зданий, ни деревьев. А свернув влево, самолет повстречал дерево. Судя по срезанному дереву, высота самолета была 10-15 метров (~250м абсолютной высоты), потом через 270 метров и 4 секунды он поднялся еще максимум метров на пять до встречи со следующим деревом. Потом еще столкновение и еще, а высота от земли не растет, потому что рельеф тоже поднимается. В общем, перелетев через дорогу, самолет встречается с землей.

Изменено: 27.02.2011

Ссылки по теме