Здравствуйте, Неизвестный пользователь
 
Пообщаться
Шутки
Ссылки
Книги
Статьи
Новости
Версии
 
Логин

Пароль

Регистрация

Статьи

09.12.2003/85

Сергей Шмаков

Значение диплома о высшем образовании

1. Что означает для работодателя наличие у работника диплома о высшем образовании.

К сожалению, само наличие диплома в наше время еще не доказывает присутствия у его обладателя качеств, необходимых работодателю. Работодатель о такой проблеме знает и действует соответственно.

а) Если работник - молодой специалист, только что закончивший ВУЗ.

Предположим стандартую ситуацию - работодатель ищет программиста-разработчика взамен уходящего на другую работу. Работодатель размещает объявление, получает энное количество резюме, в числе которых ему встречается резюме нашего выпускника.

Работодатель разделит всю пачку пришедших резюме на три части. В первую попадут отличные спецы, с лихвой удовлетворяющие требованиям работодателя. Работодатель рад бы любого из них принять на работу, но такие люди требуют себе зарплаты, слишком высокой для работодателя, либо, если они даже согласятся работать за меньшие деньги, у них вскоре появится соблазн перейти на другую, более высокооплачиваемую работу. К счастью или к сожалению, но эта группа кандидатов не поражает своей многочисленностью.

Во вторую попадут кандидаты, немного не дотягивающие до требований работодателя, но зато не имеющих больших амбиций по зарплате. Как правило, это люди, имеющие опыт работы в смежных областях разработки. Например, работодатель ищет программиста на Oracle и Visual Basic, а типичный представитель второй группы будет иметь опыт в VB и MS SQL, причем с большим опытом в разработке клиентской части приложений. С каждым таким кандидатом работодателю придется разбираться отдельно, чтобы решить - насколько быстро кандидат сможет восполнить свои пробелы в знаниях и полноценно включиться в работу.

Третья группа резюме самая многочисленная. В нее попадают люди с незначительным опытом работы или вообще без него. Их претензии по зарплате могут колебаться от суммы вдвое меньшей, чем указано в объявлении, до суммы, даже превышающий верхний предел объявленной зарплаты. Невзрачный опыт работы в своих резюме они компенсируют обширнейшим списком знаний и умений.

На кандидатов из третьей группы и уходит основное время работодателя в поисках нужного работника, поскольку их много и каждого из них приходится каким-либо способом убеждать и убеждаться самому в его профнепригодности.

Понятно, что резюме нашего выпускника попадет в третью группу. Но чтобы работодатель не отмел сходу его резюме, оно должно попасть "в струю" одного из следующих вариантов.

Первое. Работодателю не требуется "до зарезу" абсолютно квалифицированный специалист прямо сейчас. Например, работодателю на первое время нужен человек, способный очень быстро закодировать небольшую пилотную программу, пусть с огрехами, пусть не удовлетворяющую стандартам разработки, но, главное, работоспособную. Выпускник ВУЗа, с его молодой энергией и способностью работать по ночам, в такой ситуации может быть очень ценен. Поднабравшись опыта в пилотном проекте бывший выпускник может быть привлечен в дальнейшем к более квалифицированной работе.

Второе. У работодателя мало денег. Уж  чего греха таить, работодатель всегда старается сэкономить, в том числе на разработчиках. Возможно что вакантное место образовалось как раз из-за недовольства предыдущего программиста своей зарплатой. И тут работодателю подворачивается резюме слоненка Бумбо, согласного работать всего за горсть орешков. И неважно, что работодателя гложет червячок сомнения - действительно ли этот молодой человек умеет делать все им написанное. Зато какая выгода! Со временем слоненок вырастет в человека, который уже не соглашается работать только за орешки. Далее возникают варианты - либо уволить его и взять очередного слоненка, либо пересмотреть собственную позицию. Где-то в шестидесяти случаев из ста работодатель идет по первому варианту. А для бывшего слоненка начинается совсем другая жизнь.

Третье. Работодателю нужен человек "на вырост". Проблема с квалифицированными специалистами заключается в их большой текучке. Специалист может неожиданно получить более лестное предложение от другой фирмы, или недовольный зарплатой он сам будет настойчиво искать себе работу, наконец, ему может просто надоесть его текущее занятие и он решит  немного отдохнуть и не торопясь подыскать себе новую работу. Конечно, последний вариант больше характерен для неженатых специалистов.

Еще одно неудобство хорошего специалиста таится, как ни странно, в его большом опыте. Специалист уже видел всяких начальников и насмотрелся разнообразных методов организации труда. И он, подобно жене второго мужа, сравнивает своего нынешнего работодателя с предыдущими. Хуже того, специалист начинает критиковать работодателя в глаза, а мало какой начальник способен адекватно воспринимать критику от подчиненных. Беря же на работу человека без опыта, работодатель ищет в нем преданность в качестве платы за свое доверие. На собеседовании работодатель постарается в красках расписать кандидату перспективы профессионального роста в его фирме и, чем черт не шутит, карьерного роста тоже. Скорее всего эти перспективы никогда полностью не будут достигнуты - главное то, что выпускник и работодатель находят понимание в друг друге. И вчерашний студент, ободренный таким вниманием, лезет из кожи вон, стремясь доказать работодателю правильность его выбора и осуществить свои мечты. А работодатель получает пластичный материал, из которого он может вылепить специалиста нужной ему квалификации.

Вы наверное заметили, что вышеприведенные условия относятся только к пониманию работодателем своих нужд. Наш выпускник имеет мало возможностей повлиять на мировоззрение работодателя, но может постараться показать в резюме и при встрече соответствие этому мировоззрению. Ему нужно только суметь показать умение хорошо работать, лучше чем "какой-то там студент", показать свою готовность учиться и не иметь больших амбиций.

б) Если работник имеет опыт работы

Работодатель, ищущий квалифицированного программиста, вряд ли ищет его, чтобы дать ему возможность защитить диссертацию. Цель работодателя - найти специалиста, способного выполнять некий объем работ. Поэтому наиболее важным для работодателя будет подтверждение в резюме (и в собеседовании) опыта выполнения аналогичной работы.

Зачем же работодатель требует наличия высшего образования у кандидатов, если оно ему даже не нужно? Дело в том, что в нашей стране действует столько вузов и столько ими выпущено инженеров, что высшее образование стало занимать в табели о рангах то же место, которое раньше занимало образование среднее.  Теперь требование диплома о высшем образовании используется как грубый фильтр, отсеивающий, по задумке, "совсем уж глупых и необразованных, неспособных даже экзамены в институт сдать".

Показательный в этом отношении случай я наблюдал в стройбате, еще во времена, когда в армию забирали из институтов. Только что приехавших в воинскую учебную часть новобранцев построили в шеренгу на плацу и командир скомандовал: "Те, кто учится в институтах и техникумах - шаг вперед!". Тех, кто шагнул из строя, оставили учиться на сержантов, а тех, кто остался стоять, послали рядовыми, образно говоря, "копать канавы". Не думайте, что командиру нужно было отобрать самых умных - естественно, он не измерял уровень умственного развития у будущих сержантов и даже не проверял, не обманули ли его. Нет, ему просто хотелось опереться на какой-нибудь разумный критерий, он нашел такой критерий и воспользовался им.

И до того очевиден и легок для проверки этот критерий, что в каждом объявлении о вакансии разработчика работодатель требует от кандидатов диплом о высшем образовании.  Но первым делом работодатель ищет в резюме не строчку об образовании, а необходимые для планируемой работы знания. Потом он сверит декларируемые кандидатом знания с реальным опытом их применения.  И только затем перейдет к образованию, лишь чтобы убедиться, что оно есть.

Ну хорошо, у большинства программистов и в самом деле диплом имеется, а что делать тем, кто вовремя не озаботился его получением? Что написать в резюме - наврать, будто у вас есть диплом? Нет, тогда уж будет лучше совсем не упоминать в резюме об образовании. Разверните пошире ваш опыт работы, сделайте упор на своих личных качествах. Только не лгите - с точки зрения работодателя нет ничего хуже работника, с первых шагов обманывающего своего нанимателя.

2. Что означает для человека получение высшего образования.

а) Для родителей выпускника средней школы

Кто-кто, а родители всегда знают все лучше. Они знают, что их мальчику просто необходимо учиться в институте. Иначе его заберут в армию, а потом он вернется к родителям в цинковом гробу. Для них армия - ночной кошмар, преследующий их днем и ночью с последнего класса школы и до того момента, когда их чадо, всеми правдами и неправдами, принимают в институт. Они не верят никому - ни военкомату, ни верховному главнокомандующему. Они верят только в собственные силы и в силу денег. А денег они не пожалеют, чтобы устроить ребенка в институт или уж если армия - то рядом с домом.

А если у родителей не мальчик? Выпускник или выпускница, мальчик или девочка, первый класс или выпускной, все равно для родителей их ребенок останется глупышом, не способным принимать самостоятельные решения. Отдать ребенка в институт означает для родителей отсрочку на 5-6 лет  того нежеланного дня, когда перед их ребенком закончится обустроенная родителями дорога и дальше все будет зависеть только от него самого.

Родители отдают ребенка в институт не для знаний, а для получения диплома.  В прежние советские времена диплом означал стопроцентную вероятность получения соответствующей должности и статуса (с зарплатой было хуже). Родители эти времена помнят и на них ориентируются. Но сегодня никто не заботится о рабочих местах для выпускников ВУЗов, предполагается, что выпускники сами находят себе работу.

б) Для выпускника средней школы

Как бы не недооценивали родители своего ребенка, к окончанию школы у него уже сложилось собственное мнение о своем будущем. Выпускник чаще всего идет в институт именно за знаниями, сознательно выбрав профессию, "стать я летчиком хочу, пусть меня научат".  Как он выбирает профессию - тема отдельного разговора, хотя в случае с профессией программиста ответ зачастую известен - деньги. Вчерашний школьник представляет себе программиста человеком высокообразованным, познавшим высшие сферы компьютерного мастерства и у него создается впечатление, что овладеть профессией программиста он сможет только с помощью ВУЗа, где преподаватели, находящиеся на переднем крае науки, с помощью современных методик обучения и супертехники обучат его всем премудростям этого золотоносного ремесла.

Но в институте он сталкивается с неграмотностью преподавателей, диктатурой деканата, устаревшей техникой и... отсутствием денег в карманах. И главное тут не поддаться чувству разочарования, определить свои приоритеты и добиваться получения знаний даже там, где их не слишком стараются предоставлять.

в) Для выпускника вуза

Вот он, новенький диплом, у вас на руках. Где теперь искать работу? На самом деле вы уже опоздали. Искать работу надо было начинать хотя бы год назад, а лучше два. Теперь в глазах работодателя вы "темная лошадка, ранее не участвовшая в забегах". Помыкавшись по собеседованиям, вы скоро понимаете, что вам никто не собирается предлагать работу за хорошие деньги. Теперь вам придется устраиваться на место, не отвечающее, как вам кажется, оценкам в вашем дипломе, только ради получения необходимого опыта. Вы спрашиваете, почему так, ведь вы старательно отучились целых шесть лет и у вас хоть и не красный диплом, но очень хорошие оценки? А вы помните, сколько человек только что получили дипломы в вашей группе? А на вашем потоке? А на факультете? А на всех факультетах всех ВУЗов вашего города? И вся эта масса новоиспеченных инженеров вышла на рынок труда в поисках вакансий. Чем вы лучше их? Вот вам и надо подумать над тем, чем вы выделяетесь из общей массы.

г) Через 10 лет после окончания ВУЗа

Я надеюсь, что вы все-таки не используете свой дилом в качестве подставки под чайник. Пригодился он вам в жизни или нет, но он хранит память, быть может, о самых лучших годах в вашей жизни. Самое странное в дипломе то, что он может потребоваться в совсем неожиданных местах, например, при получении рабочей визы или права на постоянное жительство в другой стране. То есть из-за отсутствия диплома вам не откажут, но свою ценность для чужой страны вам придется тогда доказывать как-то иначе. Хорошо, у вас есть диплом и вы ищете работу в другой стране. Вы думаете, кто-нибудь за границами России знает о существовании вашего Ухтинского индустриального? Или кто-нибудь понимает смысл специальности с номером 22.01? Опыт, подтвержденный рекомендациями бывших работодателей, на языке будущего работодателя - вот ваш путь к победе, работе, зарплате и прочим бонусам...

3. Правильное применение дилома о высшем образовании

а) Если вы только что закончили школу и твердо решили поступать в институт, то подойдите к этому делу со всем вниманием. Во-первых, выберите институт, достаточно высоко котируемый на рынке труда. Например для Москвы диплом МГУ, МФТИ или МВТУ (их список на самом деле несколько шире) ценится среди работодателей программистов гораздо выше, чем диплом Сельскохозяйственой Академии, даже если специальности в дипломах совпадают. Для этого хотя бы посмотрите объявления на job-сайтах.

Можно только предполагать, почему выпускники одних вузов ценятся работодателями выше выпускников других, потому что по-настоящему учится лишь тот студент, который сам желает учиться, независимо от вуза. Скорее всего, роль играет та научная и техническая база, которой известны ведущие вузы страны, и к которой студенты ведущих вузов имеют чуть более свободный доступ. И работодатель при прочих равных условиях скорее возьмет выпускника из вуза, который он окончил когда-то сам, чем из института НеПомнюКакЕгоЗовут.

Во-вторых, помните, что хотя для специальности вам реально нужны лишь несколько предметов из всей преподаваемой вам кучи, в институте с вас могут снять шкуру за несдачу экзамена по любому из них. Поэтому учите нужные вам предметы и учитесь сдавать остальные. В-третьих, учите разговорный английский язык. Де факто вся компьютерная тематика построена на английском языке и английский язык служит для междунационального общения даже там, где на нем никто не говорит. Специалисты с отличным разговорным английским языком уже сейчас ценятся на рынке труда в полтора-два раза дороже, чем без него. Со временем свободно говорящих по английски специалистов будет становиться все больше, разрыв в зарплате будет сокращаться, но и рынок труда для не говорящих по английски сильно сократится по тому же принципу "грубого фильтра". Кстати, это также повод выучить еще какой-нибудь язык. Например, немецкий. Или японский.

б) Если вы студент, например, 4-го курса института или университета, то срочно ищите работу. Уже сейчас вам нужно работать над строчками в своем будущем резюме. Для выбора работы руководствуйтесь двумя критериями - она должна соответствовать выбранной специальности и не должна отнимать время от учебы. Очень хорошо, если эта работа будет еще и приносить вам деньги, но поверьте - это сейчас не главное. Участвуйте в бесплатных проектах, в учебных, в научных - в любых, но помните о своей цели. Постарайтесь, чтобы по окончании этой работы у вас осталось документальное подтверждение вашего участия, лучше всего развернутая рекомендация от руководителя. Но самая лучшая работа будет в фирме, которая согласна вас устроить на полную ставку, как только вы получите диплом и сможете работать полный рабочий день.

Другим вариантом для студента может стать получение степени бакалавра, благо сейчас это возможно, оформление на работу и продолжение обучения в институте по заочной или вечерней форме. Так вы убиваете двух зайцев - вы зарабатываете реальные деньги, участвуя в реальном проекте, и, в конце концов, получаете нормальный диплом о высшем образовании. Но как во всякой погоне за двумя зайцами, ваша жизнь сильно осложнится и к этому надо быть готовым.

в) Если вы только что получили диплом и пишете свое первое резюме, в которое можете с гордостью вписать несколько строчек о своем участии в паре бесплатных проектов. Не поленитесь расписать эти проекты детальнее. Люди, читающие ваше резюме, скорее всего об этих проектах не слышали и не могут оценить ни их масштаба, ни серьезности решенных вами задач. Поэтому пишите о проектах так, чтобы по вашему описанию было понятно, какую роль вы играли, какая ответственность на вас была возложена. Особенно отметьте успешно решенные вами задачи и как ваши решения повлияли на весь проект в целом. И не забудьте о рекомендациях.

г) И, наконец, если вы работодатель, ищущий специалиста. Конечно, воспользовшись примером других работодателей вы можете просеять потенциальных кандидатов через фильтр, требуя от них диплом о высшем образовании. Но во-первых, как ранее говорилось, фильтр этот очень грубый - девять десятых программистов имеют диплом, однако их квалификация может варьироваться от очень высокой, до весьма ограниченной. Во-вторых, как говорится, "вам нужно шашечки или ехать?" Вместо диплома требуйте опыт и проверяйте умение. Больщой опыт реальной работы в нужной работодателю области бесценен - опытный специалист быстро включается в работу, не стремится все разрушить до основания и в то же время может найти совершенно новые и эффективные решения. Но помня, что большой стаж работы не доказывает опытность абсолютно, проверяйте навыки. То есть протестируйте человека на собеседовании, может быть несколькими тестами. Тем самым вы сбережете время испытательного срока, когда по прошествии двух месяцев вы разочаруетесь в человеке и вам придется снова искать следующего.